Что готовить на поминки после похорон дома. Поминальная трапеза в православной традиции

Недавно меня угораздило поспорить с молодым священником о поминальных традициях и о том, каким должен быть поминальный обед.

Этот батюшка близкий родственник одной моей знакомой. То ли брат двоюродный, то ли троюродный, что ли. Суть спора была в том, что я как раз собиралась идти на поминальный обед, на тот день пришлись сороковины моего дяди, а священник сказал, что поминальный обед – это язычество, поминать усопших надо в церкви молитвой, а не едой и водкой. На поминки я, разумеется, пошла, но тема меня задела, и я стала искать разную информацию о традициях поминальной трапезы.

Что интересно, мой оппонент батюшка оказался и прав, и не прав одновременно. В церкви мне сказали, что со строгой точки зрения поминальный обед совсем не обязателен и никакой пользы отлетевшей душе не принесет. Но и церковного запрета на поминки тоже нет. Только поминальную трапезу лучше начинать чтением молитв.


Поминальная
кутья .

На православных поминках обязательно нужно ставить на стол освященную кутью . Рецепт поминальной кутьи , насколько я поняла, часто бывает определен семейной традицией. В центральной России, в Сибири, на Урале ее всегда готовят из риса с сахаром и изюмом, но во многих семьях добавляют в кутью и что-то еще. Например, цукаты или даже орехи. А одна моя знакомая с Кубани родом рассказала, что во многих кубанских станицах рецепт кутьи не менялся с древности. Там ее готовят из разваренной пшеницы с медом и маком.

Блюда на поминки .

Размышляя над тонкостями поминального стола, я усвоила одно: еда на поминках должна быть простой, без изысков. Ведь это не торжество, а траурная церемония.

Вообще блюда на поминках , мне кажется, очень зависят от местных обычаев и традиций. Обязательно везде на стол ставят кутью , кисель или компот. На первое принято готовить щи, борщ или лапшу, некоторые другие супы (например, грибной, уху, просто бульон). Практически всегда и везде готовят блинчики и какую-то выпечку: пирожки, булочки, что-то сладкое. А дальше по-разному.

Например, в центральной России практически никогда не обходятся без мясного. Сейчас в основном на поминальный стол принято подавать котлеты и курицу. Еще на них иногда готовят мясную солянку. Но не суп, а горячее другого типа. Это квашеная или свежая капуста, тушеная с мясом, чаще всего с жирной свининой.

На российском юге на поминках обязательно должна быть жареная или соленая рыба. Кстати, в последнее время этот обычай распространился и в других местах. Я посмотрела поминальные меню в кафе и обнаружила, что почти везде есть, например, горбуша в кляре и селедка.

Постные блюда на поминки.

Если поминальный стол надо готовить в пост , то существуют самые разные постные блюда для этого случая. Например, я недавно сама на поминальном обеде ела морковные и соевые котлеты. Подойдут маринованные грибы, горячее на овощном и грибном бульонах, постные блинчики и выпечка (булочки, пирожки с капустой, картошкой, грибами). На закуску для постных поминок можно приготовить свеклу с чесноком, салат из квашеной или свежей капусты. Неплохо поставить на стол тертую редьку с уксусом и постным маслом.

Вторые блюда на поминках – это чаще всего картофельное пюре и каши из любых круп, лишь бы подходили ко всему остальному. Они подойдут и для постного поминального стола.

Из овощных блюд хорошо для поминального стола приготовить винегрет, салат из редиски, помидоров, огурцов, капусты.

А как у мусульман?

Кстати, узнала я, что мусульмане тоже поминают своих покойников. Блюда на поминки у мусульман очень похожи на православные. Подают, например, суп-лапшу (правда, обязательно без картофеля), кашу с гуляшом или просто жареным мясом. Мясо, конечно, должно быть только халяльным, то есть — никакой свинины . Мусульмане и салаты считают поминальным блюдом. И обязательно в мусульманском поминальном меню присутствуют сладости: разные сухофрукты, зефир, мармелад и конфеты.

Поминки у древних славян.

Попутно в своих изысканиях я наткнулась на разные интересные факты о том, как поминали своих умерших наши предки. Надо сказать, что многие традиции мы, похоже, взяли из древности.

Я выяснила, например, что поминки покойных пищей – древний обычай не только славян, но и многих других народов. Наши предки поминали своих покойников как минимум два раза в году. Эти особые празднества в честь духов назывались тризнами. Ели-пили на тризнах очень помногу, чтобы духи не обиделись. Живые ставили около могилы кутью , сыто (или сыть), блины и пиво для духов. Сами ели то же самое в их честь и исполняли поминальные песни.

И после крещения Руси поминальный стол продолжали накрывать по традициям предков. Обязательно на нем стояла кутья , причем именно из пшеницы. Те, которые побогаче, добавляли в кутью мед и изюм. Еще был обязательный поминальный напиток сыть. Я так поняла, что сыть и канун – это одно и то же: напиток из меда, разведенного водой. Думаю, что сейчас именно вместо сыти на поминки варят кисель или компот.

В общем, зря со мной спорил тот молодой священник. Поминальный стол – слишком древняя традиция, чтобы от нее отказываться.

Несмотря на то, что многие поминальные обычаи уходят корнями в языческие верования и, таким образом, часто подвергаются критике, эти традиции - неотъемлемая часть культуры нашего народа, прочно вошедшая в быт каждой семьи.

Один из таких обычаев - поминальный обед, который проводится на 3, 9 и 40 день, спустя полгода и/или год после кончины. Для каждого человека, вне зависимости от его веры и убеждений, такое мероприятие - повод еще раз почтить светлую память усопшего, поговорить о прошлом и поддержать друг друга в непростое время.

Вполне естественно, что проведение поминального обеда - это десятки различных нюансов, требующих особого внимания. Это и выбор места проведения мероприятия, и приглашение гостей, и планирование бюджета, и многие другие заботы. Важно отметить, что на каждом этапе приготовлений особое внимание следует обращать на соблюдение основных ритуалов и обычаев нашего народа, связанных с поминками. Как показывает практика, такие детали - не просто формальность и дань традициям, но и то, что создаст атмосферу спокойствия и светлой скорби, близости и доверия между людьми. В этой статье мы рассмотрим один из важнейших вопросов этой группы - составление меню, которое бы подчеркнуло традиционный характер обеда и соответствовало многовековой практике поминания усопших.

Скоромное меню на поминки

Обычное меню на поминки - это, прежде всего, простые, привычные для каждого блюда. В их числе можно выделить несколько наиболее характерных:

  • жареное мясо или рыба, котлеты, курица;
  • гречневая и/или рисовая каша;
  • вареный картофель или пюре;
  • кисель или фруктовый компот;
  • лапша по-домашнему (0,5 кг и 3 яйца) с куриным бульоном, морковью и мелко нарезанным мясом;
  • борщ;
  • блины с маслом.

Стоит отметить, что некоторые из вышеперечисленных блюд имеют не только практическое, но и ритуальное значение. Так, например, еще с языческих времен блины символизируют солнечное светило и сущность вечной жизни.

Постное меню на поминки

Не следует забывать о том, что день поминок, который выпал на христианский пост, требует особого внимания к вопросам составления меню: в православной традиции его принято формировать из постных блюд. Помимо обычных гарниров, перечисленных выше (каши и картофель), в этих случаях всегда востребованы характерные нежирные блюда:

На сегодняшний день в интернете несложно найти и другие рецепты подобных блюд, подходящие для постного обеда. Кроме того, всегда полезно познакомиться с различными вариантами проведения поминок на специализированных сайтах: www.pominkivrestorane.ru, тематических форумах и информационных порталах.

Алкогольные напитки на поминальном столе

Алкоголь на поминальном столе - вопрос, в решении которого важно соблюсти меру. С одной стороны, православные каноны не приветствуют употребление "горячительных" напитков в период траура, с другой - они помогают снять стресс родным и близким усопшего. Таким образом, наличие или отсутствия алкоголя в меню - вопрос личного выбора организатора поминок. В большинстве случаев лучшим решением будет обойтись небольшим количеством красного вина и водки.

Вне зависимости от того, планируются поминки в кафе или дома, вышеприведенные рекомендации помогут провести траурный обед так, чтобы почтить память усопшего и при этом соблюсти соответствующую атмосферу, не оскорбив чувства глубоко верующих людей.


Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Главное в поминальные дни – молиться за усопшего. Нужно поставить свечи за упокой души новопреставленного и до начала утренней службы подать записку с именем в ближайшей церкви. Дома зажигается свеча или лампада. Рядом ставится стакан воды и кусочек хлеба. Хлеб позднее лучше раскрошить птицам.

На не приглашают. Приходят родственники, друзья и коллеги покойного. Поминки проводятся в обед, но если люди не могут прийти в обеденное время, переносятся . Можно выбрать и приготовить несколько блюд. Если ощущаются значительные финансовые затруднения, на девятый день можно приготовить кутью, блины, компот, раздать милостыню, детям – конфеты и печенье.

Поминальный обед на сороковой день считается наиболее важным и обязательным. Важно в этот день помолиться за умершего всем друзьям и родственникам. Закажите поминальную молитву на этот день. Раздайте милостыню нищим, конфеты и печенье детям. Приглашать на поминки не принято, но если ожидается много людей, и поминки будут проходить вне дома, сообщите родственникам, коллегам, друзьям о времени и месте поминального обеда.

Традиционные блюда поминального обеда

Начинаются все поминки с молитвы. Каждый пришедший должен отведать три ложки кутьи. Кутья варится из цельных зерновых (риса или пшеницы) с добавлением меда и изюма. Православные каноны против спиртного. Однако чаще всего его предлагают. Это могут быть коньяк, водка и сладкие вина, к примеру, кагор.

Далее предлагаются закуски. Это могут быть мясное ассорти овощи и салаты из них, соленья. Обязательно подается половинка вареного яйца. Подаются рыба жареная или отварная под соусом, селедка. Часто предлагаются печень жареная или котлеты. Можно подать и мясной салат.

Первые блюда - борщ, свекольник или лапша домашняя на курином бульоне. На второе подается гуляш или жаркое с гарниром. В качестве гарнира можно выбрать картофельное пюре, гречневую кашу. Можно заказать плов. Традиционно на поминках подают блины с медом. Кисель можно заменить компотом.

Когда поминки выпадают в пост, лучше следовать традициям и составить меню из постных блюд. Кутья подается без изменений, традиционная из пшеницы или риса с медом и изюмом. Выберите холодные закуски из рыбы, рыбный салат, селедку, шпроты. Уместны пироги с рыбой. Из салатов – винегрет, грибные салаты. Любые соленья или салаты из свежих овощей.

На первое – постный борщ, суп из фасоли, чечевицы, грибной. На второе можно подать картофель или лапшу с грибами, тушеный картофель с грибами, овощной плов. Прототипом мясных котлет будут котлеты капустные или морковные, картофельные зразы с грибами. Блины постные или булочки постные. Кисель или компот.

Главное, не забывайте суть поминок. Они проводятся для подкрепления сил для молитвы за усопшего.

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Поминальные обеды – это трапеза, которая совершается в день поминовения усопших. Её организовывают ближайшие родственники или друзья умершего. Часто такие обеды происходят у усопшего дома, но не возбраняется проведение их в общественных местах – кафе, ресторанах и так далее.

Меню на поминки после похорон

Меню на поминки после похорон включает в себя некоторые традиционные блюда. Это кисель, кутья поминальная, блины. Другие блюда, которые дополняют поминальный стол, выбираются на усмотрение организаторов. Так, например — салаты, нарезки, вторые блюда. Поминальное меню может носить определенное значение. Так, курица или другая птица, приготовленная для поминок, означает полет души, её отделение от тела.

Говоря о том, что приготовить на поминки следует учитывать, что после длительного обряда прощания и похорон люди хотят есть. Не следует забывать и о том, что количество людей, пришедших на поминки просчитать очень сложно, так как сюда прийти может любой человек, кто знал покойного. Поэтому уже традиционным стало приготовление большого количества выпечки, которая дополнит собой поминальный обед. В том числе её удобно взять с собой на кладбище.

В первые поминки на третий день – день похорон по народной традиции готовят место и для усопшего. Здесь ставится рюмка с водой или любимым напитком умершего, а сверху кладется кусочек черного хлеба. Поминальная трапеза не обходит стороной его душу – за столом усопшему оставляют место, а также ставят столовые приборы. Это место может быть отведено во главе стола или на месте, где при он сидел при жизни. В некоторых отдельных случаях это может быть и край стола.

Меню на поминальный обед включает в себя традиционные блюда, как:

  • кутья
  • блины
  • выпечка (пироги)
  • кисель
  • нарезки овощные
  • нарезки мясные

Первые и вторые блюда:

  • суп (любой)
  • мясные блюда (курица, говядина, свинина)
  • гарниры (картофель, каши)

Поминальный стол – меню может включать любые блюда, не считая общепринятых. Родственники усопшего или организаторы из числа друзей составляют меню исходя из примерного количества человек, ожидаемых на похоронах.

Меню на поминки в пост

Что готовят на поминки в пост? Особенно если умерший и его семья соблюдают религиозные традиции? Постное меню на поминки не является чем-то неестественным. Из традиционных блюд исключают животные продукты: мясо, молоко, яйца и заменяют их растительной пищей. На стол ставят различные овощные блюда. Для соблюдающих из раза в раз не составит труда испечь постные блины на поминки.

Постное меню на поминки включает в себя кутью, так как она не содержит в своем составе животных жиров. Овощные нарезки, салаты, первые и вторые блюда. Пост накладывает табу и на любые спиртные напитки, поэтому в качестве питья выступает ставший традиционным кисель, а также компот или чай. На столе может присутствовать выпечка, но тесто готовится на растительном масле, без добавления яиц и молока.

Беседы за поминальным столом

Во время поминального обеда принято говорить об умершем. Это может быть доброе воспоминание об умершем, которое характеризует его с лучшей стороны. Правило: о мертвом хорошо или ничего – здесь действует на 100 %. Не смотря на обстановку памяти, говорить лучше всего мало, чтобы случайно не причинить дополнительной боли родным.

Иногда за поминальным столом произносятся специальные тосты или читаются стихи. Это позволено на годовщинах, па первых поминках – 3, 9 и 40 день их лучше не произносить. Здесь важно оставаться деликатным к горю самых близких, которые только начинают учится жить без умершего. Им просто не до стихов и красивых тостов.

Итак, поминальный обед — это возможность собраться всем вместе за столом, вспомнить тех, кого с нами уже нет, совершить при желании молитву о упокоении душ умерших. Добрые воспоминания станут отдушиной в постигшем горе, а уютная обстановка и вкусная еда помогут создать теплую атмосферу.

Поделиться: